Эльфы

Один из древнейших мифических народов. Существуют эльфы: темные, лесные, древние. Эльфы - сказочные существа, живут в лесах, избегают общения с людьми. Они мастера стрельбы из лука, так же ни неплохо владеют мечем. Их магия проявляется в сделанных их руками вещах.
Темные эльфы (Дроу) - отличны от остальных эльфов тем, что им пришлось покинуть поверхность и поселится в самые отдаленные участки подземного царства, они не гостеприимны. Искусно орудуют кинжалами. В мастерстве по добыче руд могут тягаться с гномами. Темные эльфы привычны ко тьме, но не смотря на обитание под землей выходят и на поверхность. Темные эльфы утратили все связи и память о своих сородичах.
Лесные эльфы - самые распространенные. Живут в лесах (в больших лесных замках). Веселые и добродушные, но как и все эльфы гостей недолюбливают. Они искуснейшие мастера стрельбы из лука (передалось от древних эльфов). В некотором роде прорицатели. Магия их присутствует в вещах.
Древние эльфы - самые древнейшие из эльфов, ютятся в самых первозданных чащобах. Живут в кронах древ. Создают несравнимые ни с чем магические предметы (знаменитые эльфийские клинки, кольчуги, щиты, кольца, амулеты и т.д.) Древние эльфы одни из Перворожденных.
Все эльфы недружелюбно относятся к гномам.
Эльфы научили людей культуре и искусству письма. Они способны проникать разумом в будущее и читать мысли Смертных. Обликом своим подобны они идеальным людям высокого роста. Считается, что эльфы выучили людей помимо всего вышеперечисленного, еще и лечению травами.

Страны, где сейчас возможны встречи Смертных с Эльфами следующие: наиболее глухие районы Исландии, Уэльса, Ирландии, Средней Англии, Шотландии. Фарерские Острова, Оркнейские Острова, возможно, но довольно редко, где-то в Скандинавии, Юг Германии. Северо-запад России: район ниже Архангельска, Карелия, Валаам, Онежское Озеро, побережье Белого Моря,(его название у викингов в древности было "Чародейский Залив")

Найдено множество научных подтверждений тому, что эльфы существовали на Земле ранее и, может быть, существуют и  поныне. Их слишком много, чтоб вмещать в сжатую статью, посему те, кому интересно могут покопаться в поисковиках. 
Есть также мысли, согласно которым выходит, что эльфы остались в Исландии.

     О слове Эльф и вовсе говорить не приходится. Буквально во всех языках мира встречаются его аналоги. От древнегерманского - Альв, до древнеарабского (и древнеиудейского) - Алеф. Это - первая буква арабского алфавита по сей день, как слово имеет два значения: первое и наиболее распространенное - бык; второе же значение - первый, начальный, главный. Греческая буква Альфа имеет тот же корень (вспомним выражение "Альфа и Омега" - начало и конец).

Этимология
     О слове Эльф и вовсе говорить не приходится. Буквально во всех языках мира встречаются его аналоги. От древнегерманского - Альв, до древнеарабского (и древнеиудейского) - Алеф. Это - первая буква арабского алфавита по сей день, как слово имеет два значения: первое и наиболее распространенное - бык; второе же значение - первый, начальный, главный. Греческая буква Альфа имеет тот же корень (вспомним выражение "Альфа и Омега" - начало и конец). В германских языках есть группа подобных «elf» слов: датское название «elv», англо-саксонское «aelf», шведское «alv», норвежское «alv» и исландское «alf-ur», что говорит о едином корне, а следовательно — о былом единстве представлений об эльфах среди предков всех современных германских народов. Само же происхождение германского слова «эльф» понять намного сложнее, да и вряд ли возможно вообще. Некоторые исследователи связывают это слово с романским корнем «альб» — «белый», есть также мнение, что оно произошло от валлийского или шотландского «ellyl»/«aillil» — «сияющий», восходя к шумерскому «ellu» — тоже «сияющий» (эльфов из ранних легенд отличало исходящее от них сияние, в качестве примера см. англо-саксонское слово «aelf-sciene»).

Эльфы- народ очень веселый и жизнерадостный, потому люди, встречающие эльфов, зачастую видели их поющими и танцующими - явно, в честь какого-то праздника. Так какие же праздники отмечали эльфы?
Эльфийские праздники по большей части справлялись ночью, под открытым небом со звездами, чаще всего - среди густого леса. Их сопровождала музыка, песни и танцы вокруг костра, ибо Звездный народ очень любил музыку и не мог бы представить себе праздника без таковой. Без сомнения , эльфы надевали нарядные одеяния и венки с цветами, которые украшали головы ( цветы для венков могли быть разными в зависимости от сезона, но известно, что эльфы отдавали предпочтение белым и голубым цветам, и очень любили белый клевер - цветок Богини Олвен и колокольчики вьюнка.) Праздник освещался множеством огней - золотых и серебряных светильников ( вспомним пребывание Фродо и друзей в отряде Гилдора у Толкиена), которые с успехом можно заменить свечками в разнообразных фонариках. Фейерверки и яркие огоньки, запущенные в небо ( праздник Бильбо Беггинса).
      И еще - любимым и чисто эльфийским угощением на праздниках считались фрукты и вино…
Там, где ночью танцевали эльфы, образуются эльфийские круги — места, в которых по непонятным причинам трава растёт особенно буйно. Считается также, что если усталый путник приляжет отдохнуть вечером под холмом, то он может услышать удивительно красивую музыку и пение эльфов, населяющих этот курган.

А теперь - о самих датах, и о том, что они означают.
     Новый Год - начало апреля (традиционно с 5 на 6 апреля). Большой праздник. Общая программа - танцы, песни, круги...

    Mirie - 21-22 июня. Один из двух "открытых дней" - приходит кто хочет. Название можно перевести как "День радости", хотя слова "день" в названии нет... Mirie предполагает свои обычаи: ночная стрельба горящими стрелами, купание в озере и прочие "олимпийские игры".

     Праздник урожая - 22 сентября .Праздник урожая предполагает много фруктов. Aiya Cementari!

    Nyere - самая длинная ночь года- 21декабря. "Скорбь". Это, конечно, не праздник, но памятный день... Второй и последний в году, когда может придти любой кто знает. Nyere - ночь, пещеры, круги. Вино не пьется - выливается на землю. Вспоминаем лордов дома Финвэ, ушедших в чертоги Намо. Право слова идет по "мертвому кругу" - любой волен сказать что угодно или же промолчать.
     А с утра вспоминаем живых дома Финвэ и радуемся...

     Вот, собственно, и все. Теперь несколько слов о кельтских праздниках. Кельты, как известно, отмечали дни солнцестояний и равноденствий, которые даже назывались Альбанами, и что характерно- именно в эти дни люди чаще всего встречали поющих и танцующих эльфов, а также их конные процессии. Объяснялось это так: в эти дни граница между мирами становилась наиболее тонкой, и эльфы из Параллельных миров приходили в наш мир, чтобы почтить его своим присутствием. Приведем же здесь эти праздники , о которых пишет Дуглас Монро в своем "21 уроке Мерлина":
(так как праздников очень много, для вникания в суть можно читать только выделенные жирным фразы)

    САМХЕЙН- кельтский "Праздник мертвых", ночь Дикой Охоты. В течение этой ночи, от вечерней до утренней зари, завеса между здешним и Потусторонним мирами становится наиболее тонкой, и любые существа легко могут проскальзывать из одного мира в другой. Это кельтский Новый год, самый важный праздник всего колеса. Современный эквивалент - Хэллоуин, День всех святых.
     Дата: ночь с 31 октября на 1 ноября.
     Покровители: Гвин ап Нудд, Самхан, Керридвен. Праздник мужской, лунный, промежуточный.
     Обычаи: зажигание костров, "яблочные игры", устрашающие костюмы, заклинание огня, шутки, резные тыквы.
     Символы: тыквы, обмолоченные снопы злаковых, Сатурн, ядовитые травы, черепа и черные коты.
     Священная пища: яблоки, красное мясо ( говядина, баранина), красное вино, корнеплоды и вьющиеся овощи( тыквы, картофель, пастернак, морковь, турнепс).
     Благовония: полынь, паслен, конопля; горящие ветки яблони.
     Время кульминации - полночь.

     АЛЬБАН АРТАН ( День зимнего солнцестояния - Середина зимы). Кельтский праздник " Возрождения солнца", самый короткий день года, ночь величайшей лунной неуравновешенности. После этой ночи солнце становится сильнее с каждым днем.
     Дата - 21 декабря.
     Современный эквивалент- Рождество Христово, Святки, День Королька.
     Покровители:Кернуннос, Мабон. Праздник мужской, солнечный.
     Обычаи: святочное бревно, рождественское дерево, остролист и плющ, поцелуи под омелой, предрассветные костры, звон колоколов/бубенчиков.
     Символы: святочное дерево/сосновые ветки, рога оленя ( Северный олень- Властелин Зимы), омела.
     Священная пища: белое вино, белые лепешки, горькие травы, мята, можжевеловый мед(напиток).
     Благовония: сосна, кедр и можжевельник, сандаловое дерево, горящие ветки сосны
.      Время кульминации - на рассвете.

    ИМБОЛК / ОИМЕЛК - Кельтский "Праздник свечей". Отмечает истинную середину зимы, "отбросы зимы". В этот день в каждом доме всю ночь - от сумерек и до рассвета - горит одинокая свеча.
     Дата- 1 февраля.
     Современный эквивалент - День сурка, Сретение Господне, День св. Бригиты.
     Покровители: Бригита, Дану, Эпона. Праздник женский, темный, лунный, промежуточный.
     Обычаи: зажигание свечей, разжигание камина.
     Символы: одинокое пламя, камин.
     Священная пища: специально заготовленная, сушеная, консервированная.
     Благовония: морские водоросли и мускатный орех.
     Время кульминации - полночь.

     АЛЬБАН ЭИЛЕР - кельтский весенний "Праздник птиц". ( Его же называют "Эльфийским Новым годом"). По традиции люди отправляются встречать птиц, от рассвета до середины утренней поры, чтобы увидеть возвращение птичьих стай. С этим временем ассоциируются птичьи яйца и птенцы, что является пережитком друидического общения с птицами.
     Дата - 21 марта, день весеннего равноденствия.
     Современный эквивалент- Пасха, кельтский праздник богини Истар.
     Покровители: Талиесин. Праздник мужской солнечный.
     Обычаи: окрашивание/ собирание птичьих яиц, наблюдение за птицами.
     Символы- кролик/ пасхальный кролик, птенцы, ласточки, крашеные яйца.
     Священная пища: рыба, конфеты из кленового сахара, зобные и поджелудочные железы теленка и ягненка, яйца.
     Благовония: лаванда, нарциссы и ракитник.
     Время кульминации - на рассвете.

     БЕЛТАН - кельтский "Праздник цветов". Отмечает первый день кельтского лета- первый день Светлой половины года.
     Дата - 1 мая.
     Современный эквивалент: День 1 мая, Сиреневое Воскресение, День Богородицы.
     Покровители: Белинос, Флора, Блодеуведд. Праздник мужской, лунный, на границе кварталов.
     Обычаи: возведение Майского шеста, сбор цветов, зеленые одежды, заклинание огня, пиры, заключение браков.
     Символы: майский шест, бледно-желтый нарцисс, яркие цвета, улыбающееся солнце.
     Священная пища: сладкие продукты, вересковый мед, торты, булочки, постная пища, ФРУКТЫ!
     Благовония: сирень, вереск, цветы яблони.
     Время кульминации: на рассвете.

    АЛЬБАН ХЕФФИН ( День летнего солнцестояния - Середина лета) - кельтский "Праздник дуба", отмечает канун самого длинного дня.
     Дата - 21 июня.
     Современный эквивалент: день летнего солнцестояния, Иванов день.
     Покровители: Огмиос( Арианрол), Хуон, Мат. Праздник солнечный, мужской.
     Обычаи: чистый огонь, прыжки между сдвоенными кострами из дубовых дров, охота за феями накануне праздника, сбор священных солнечных растений ( зверобой, собачья роза, цветки дуба), чтения по кругу.
     Символы: дуб - листья/желуди/древесина/крона, "Дух" лесной феи, прыжки через огонь.
     Священная пища: дубовое вино, свежие весенние овощи, высокие хлебы, свежий сыр.
     Благовония: сочетания дуба с омелой, зверобой, дикая красная роза, папоротник.
     Время кульминации: в сумерки.

     ЛУГНАССАДХ - кельтский "Праздник зерна", называемый также "Праздником хлеба".
     Дата - 1 августа, по традиции празднуется 15 дней до этой даты и 15 дней-после.
     Современный эквивалент- праздник Халфмас.
     Покровители: Лугх или Ллеу. Праздник и мужской и женский.
     Обычаи: игры, соревнования, мероприятия типа олимпийских игр, пиры, заключение временных браков - пробных ( на 1 год и 1 день), башни праздников урожая( сооружение костров, соревнования упряжек лошадей), метания копий, собирание Золотых трубок Ллеу ( т.е. ромашки лекарственной) и желтого клевера для венков, фехтование.
     Символы: колосья пшеницы( символизирующие волшебное копье Лугха), хлебные караваи, копье, Золотые трубки, коса/серп.
     Священная пища: зерновой хлеб, золотое вино/одуванчик, домашняя птица/рыбы (запрет на красное мясо), каши, лепешки, овсяное печенье, кукурузные хлопья, земляника.
     Благовония: Золотые трубки, ноготки, подсолнухи, овсяная солома.
     Время кульминации: в разгар полудня.

      АЛЬБАН ЭЛЬВЕД -кельтский "Праздник виноградной лозы"; языческий День Благодарения.
     Дата - 21 сентября, день осеннего равноденствия.
     Современный эквивалент: День Благодарения.
     Покровители: Мабон, Бран и Бранвен. Праздник солнечный, женский.
     Обычаи: праздник урожая, сбор спелых плодов( часто турнепса или тыкв/кабачков для Самхейна), сбор урожая поздних зерновых и вязание снопов, рыбная ловля, сбор винограда/приготовление нового вина.
     Символы: гроздь винограда/виноградная лоза, снопы злаковых культур, рыба, рог изобилия, бутыль из тыквы.
     Священная пища: красные вина, дичь ( оленина, медвежатина), рыба, мясо фазана, перепела, кабачки, дыни и любые другие сочные плоды, сдобные овощные хлебы и лепешки, овощное рагу.
     Благовония: полынь, мирра, шалфей, гилиадский бальзам, ирис.
     Время кульминации: сумерки.

Эльфийские одежды

     Призрачные, неуловимые, чарующе-красивые - всеми этими эпитетами во все века люди наделяли эльфов. "Звездным народом" называли их, и эльфам всегда было присуще врожденное чувство прекрасного. Что в немалой степени выражалось и в их манере одеваться.

Обобщая описания из очень разных, но мало в чем противоречащих в этом вопросе источников, представляю вашему вниманию следующее:

Мужской костюм: рубаха нижняя - из шелка или из очень тонкого льна, на ней - верхняя рубаха с разрезами (по сагам - платье) - может быть как из шерсти (желательно - мягкой типа кашемира), так и из кожи (эльфы, как гласят предания, охотились), узкие штаны (сравнительный аналог - шерстяные средневековые шоссы, а не синтетические лосины с вещевого рынка!) и либо сапоги из мягкой кожи с острыми носами, либо - средневековые ботинки из мягкой кожи с кожаными же подошвами (вспомните неслышную поступь эльфов!). Поверх всего - плащ с капюшоном (может быть как пришитый к плащу, так и надеваемый отдельно - типа "худ".
     Костюм дополнялся массой аксессуаров: кожаный ремень (все равно, гладкий или плетеный из ремешков), на нем - сумочка, украшенная всяческими орнаментами (могут быть как кельтские, так и растительные орнаменты). Возможно использование фляги, прикрепленной к ремню: у Глорфиндейла, к примеру, была кожаная фляга, украшенная серебром. Не стоит также забывать о вышивках и аппликациях (последние лучше делать вручную!).
     Женский костюм: рубаха из шелковой либо льняной ткани (может быть из полупрозрачного шифона), на ней - верхнее платье либо из более плотного шелка, либо из шерсти или бархата. Платье струится свободно, никаких кринолинов и металлических каркасов для юбок эльфы не знали. Верхнее платье может быть как свободным, так и облегающим фигуру (клиновидный покрой, или боковые шнуровки). Верхнее платье, будучи узким, может иметь разрезы по бокам. Костюм дополнялся плащом с капюшоном, который венчала нарядная застежка. Она могла быть как по центру (аграф), так и двусторонней, соединенной цепочкой. Как мужские, так и женские костюмы обильно украшались вышивкой серебряными или золотыми нитями, а также дополнялись аксессуарами: для женского костюма это богато украшенный пояс, металлический либо тканый вышитый. Женский пояс застегивался застежкой типа фибулы (либо завязывался) по центру талии, концы его свободно свисали вниз. Женская обувь - те же исторические ботинки, только более изящной формы и зачастую из цветной кожи.
     Сочетание цветов в одежде может быть ЛЮБЫМ! Вот только верхняя одежда чаще бывала темнее нижней. Ирландцы же предпочитали самые неожиданные сочетания цветов, пример - красный и зеленый, тогда как толкиеновские эльфы предпочитали скорее серебристо-серые либо зелено-синие тона.

Оружие и доспехи эльфов

Во всех преданиях и легендах оружие и доспехи эльфов с точки зрения людей объединяют такие понятия, как "красивое, изящное, богато украшенное, волшебное". Последнее понятие мы оставим в покое, на типологии самого оружия оно не отражается, а вот остальные понятия наводят на мысль, что оружие эльфов и людей мало различалось по размеру, весу и конструкции. Иначе это было бы отражено в легендах. Слово "изящное" позволяет предположить, что оружие было в целом немного легче и "стройнее", чем аналогичные образцы у людей. Из этого можно сделать вывод, что эльфийское оружие по своей типологии несколько "обгоняло эпоху" по сравнению с человеческим. Судите сами - раннесредневековая спата была довольно увесистым предметом (нормой считался вес в 2 кг), мало пригодным для фехтования, но зато вполне пригодным для молодецкого рубящего удара с коня. Следующий этап - меч эпохи викингов, который сохранил такую же длину и ширину, но стал гораздо тоньше, за счет успехов металлургии. Его нормальный вес составлял уже около килограмма. Далее - мечи готической эпохи, более узкие, нежели мечи викингов. Завершается этот ряд шпагой и рапирой. Так что напрашивается вывод, что либо прогресс вооружения у эльфов шел быстрее (что мало вероятно - другой темп жизни), либо эльфы, более искусные в обработке металла и больше склонные к изяществу, изготавливали свое оружие по типу, сходному с человеческим, но выше качеством и легче. Так что, вывод первый: оружие эльфов в любую эпоху было по типологии сходным с человеческим, но качество металла и обработки было выше, что позволяло делать оружие легче, предвосхищая (а не обгоняя) прогресс человеческого оружия. Это относится ко всем видам оружия.

     Далее рассмотрим характеристику "богато украшенное". Вообще, во все времена на украшение оружия (в первую очередь "белого" - мечей, кинжалов, сабель) тратилось невероятное количество труда и драгоценных металлов и камней. В эпоху, когда воинское сословие стояло на высшей ступени иерархии общества, очень важно было своим богатым оружием подчеркнуть свою удачливость в бою, свою силу и богатство. И когда, например, в ирландских сагах V-X веков говориться, что король поразился богатству и красоте оружия (как правило, меча) гостя, то можно предположить, что украшения были, действительно, невероятные. И это в эпоху, когда серебряные или золотые обкладки рукоятей или ножен не были чем-то уникальным! Когда на украшение королевского меча могло пойти более килограмма золота и пара десятков драгоценных камней (напр. французские коронационные мечи)! То есть, можно сделать вывод, что даже рядовое эльфийское оружие всегда несет на себе большое количество украшений, скорее всего орнаментальных золотых и серебряных накладок и инкрустацию драгоценными камнями (в более "ответственных" случаях). Кстати, очень неплохо все эти тенденции обобщены и прослежены в произведениях Толкина, например "ВК", где описано большое количество оружия с подробностями в виде камней, вставленных в навершие, клейм на клинках и самих клинков, с узором, похожим на переплетенные растения (дамасская сталь?!).

     Несколько слов о луках. Можно предположить, что эльфийские луки были или монолитными (т.н. простой лук) или композитными из разных сортов дерева. Сухожилия или рога животных вряд ли применяли бы представители культуры, чрезвычайно тесно связанные со всем, живущим на земле. Настолько тесно, что некоторые считают эльфийскую цивилизацию "магическо-биологической". Так что гораздо вероятнее, что лук делался из куска древесины, свойства которого идеально подходили для работы. Это могло достигаться или прекрасным знанием свойств дерева (не только его вид, но и место, где росло, какую конкретно часть дерева использовать и т.д.), или (а, может, и в дополнение) способностью "попросить" древесный сук вырасти именно так, как надо. За одно можно поручиться - луки эльфов были превосходного качества и всегда украшены.

Теперь о доспехах.
     Для характеристики доспехов эльфов наиболее подходят два термина: легкость и красота. Поэтому почти наверняка можно предположить, что эльфы отдавали предпочтение кольчугам или чешуе и легким открытым шлемам (типа норманского) перед разнообразными типами латных доспехов. Тем более, что вряд ли эльфы массово применяли конницу (если судить по многочисленным легендам, они использовали лошадей только для передвижения), поэтому нужда в тяжелых кавалерийских копьях, жестких стальных нагрудниках и закрытых шлемах просто не могла возникнуть. Что касается употребления кожаных доспехов, то оно также возможно, но маловероятно, по тем же соображениям, что и композитные луки с рогом и сухожилиями.
     Но, тем не менее, есть упоминания об эльфийских полных кавалерийских доспехах. В частности, в одной из легенд "Артуровского цикла" есть история о бедном (буквально-таки нищем) рыцаре Лонфоле, который полюбил фею (эльфийку) и она полностью экипировала своего возлюбленного - "он был богато одет и прекрасно вооружен и восседал на великолепном боевом коне". (По книге "Феи и эльфы", Москва, изд-во "Терра", 1996 год.) То есть, опять можно констатировать прекрасную осведомленность эльфов о последних "модных тенденциях" в оружейном деле людей.
     Кстати, о происхождении кольчуги, как вида плетения и доспеха, до сих пор никто ничего внятного сказать из историков не может. Кольчуга появляется у древних кельтов как-то вдруг, после тотального господства бронзовых лат. Уже римляне, воспринявшие кольчугу, считали ее кельтским изобретением, а вот сами кельты, склонные во всех легендах хвалить себя, любимых, об изобретении эпохального масштаба - ни гу-гу! С чего бы это?

Отдельно хочется остановиться на используемых материалах. Конечно же, для производства оружия эльфы использовали все те же материалы, что и люди. Клинки, наконечники стрел и копий, топоры и т.д. - для этого материала, лучше чем сталь, не придумано до сих пор. Но как же быть с легендами, в которых эльфийские герои одеты в серебряные кольчуги, и, якобы, совершенно не признавали "холодное железо"? Вероятнее всего, железо-то они признавали, но не очень любили сами заниматься процессом его выплавки из руды. Уж очень это грязная технология - вонь, шлаки, масса угля тратится. Да и уголь-то - древесный… А использование исключительно покупного железа рождало естественное желание расходовать его экономно и эксплуатировать бережно. Поэтому железо могли не только воронить для защиты от коррозии, но и серебрить, золотить или меднить, что и порождало легенды о серебряных или золотых кольчугах.

     Что же до общих тенденций, то охарактеризовать их можно примерно следующим образом. Культура эльфов, более древняя, чем человеческая, раньше столкнулась с понятием войны, и была вынуждена изобретать оружие и доспехи. Люди, восприняв от эльфов многие оружейные идеи, значительно их развили, переработали, и, в результате, ушли в этой области прогресса гораздо дальше своих недавних учителей, как раса гораздо более динамичная и воинственная. Люди, превосходя эльфов в типологическом совершенстве и разнообразии типов оружия и доспехов, тем не менее проигрывали им в качестве материалов и совершенстве обработки конкретных образцов.

Подведя итог, хочу сказать, что могла бы продолжать эту статью еще не на одну страницу, но жалею читателей. В работе использованы материалы из статей, раскиданных на эльфийских сайтах, цитаты из нескольких произведений жанра фэнтези(да не сочтут мою статью плагиатом авторы того и другого) и мои личные мысли, пояснения и комментарии. Надеюсь, вы все же удосужились  прочитать. А если нет, то и тьфу на вас, ленивых нетолкиентистов :)

Отредактировано 4erniiVyrdalak (2007-10-02 19:50:26)